29-06-2017 ПУТЕШЕСТВИЯ » Лотиан, Шотландия.

1. Путь на запад.

Лотиан, Шотландия.

1 октября, день.

Мы едем в аэропорт. Путешествие в Шотландию началось. Автобус идёт до аэропорта 35 минут, за это время расскажу немного о подготовке к поездке, наших надеждах и опасениях.

О том, что мы хотели увидеть в Шотландии, как это удалось соотнести с реалиями, и что из этого получилось - по ходу дела. В качестве набросков планы путешествия существовали давно, в начале августа были предприняты первые реальные шаги – бронирование отеля и билетов на самолёты.

Отелей в Эдинбурге, конечно, много. С одной стороны не хотелось жить в экстремальных условиях, с другой – переплачивать за ненужную роскошь. В конце концов, приемлемых вариантов осталось два. Мы выбрали Piries (и не жалеем) за стратегическое расположение. Станция Haymarket, нам много придётся ездить на поезде. Кстати, время путешествия определялось тем, что именно с 1 октября цены в отелях Эдинбурга заметно снижаются.

По поводу самолётов. Было много хороших вариантов для полёта туда, и ни одного – обратно. В конце концов, удалось выбрать что-то приемлемое и не слишком дорогое. Так и получилось, туда мы долетели шикарно и дёшево, обратно – подороже и не так комфортно.

Специально для поездки купили две сумки 55Х40Х20. Я специально ездил с одной из них в аэропорт, примерялся, как она входит в Райанэйровскую рамку. Вроде бы всё в порядке, опасения внушает то, что мы их купили по 15 лат, а Ryanair настойчиво рекламирует свои такие же по 57. Специальные, ограниченные по размерам сумки нужны для того, чтобы пронести их с собой в самолёт и не сдавать в багаж. Багаж – дополнительная плата (немаленькая), ожидание выдачи по прилёту, шанс на то, что ваши вещи потеряются или будут повреждены. Минусы ручной клади, кроме ограничения по размеру и весу в том, что много чего запрещено в ней везти. Ладно.

Мы несколько опасаемся некоторых вещей. Мы едем в страну, тщательно изученную посредством Интернета, но по большому счёту совершенно неизвестную. У нас есть опыт Стокгольма. Но два коренных отличия. В Швеции мы были всей семьёй, С и В по-английски говорят практически свободно. Сейчас едем вдвоём, знание языка очень поверхностное. Кроме этого, находясь в Стокгольме, мы всегда знали, где ближайшая станция метро (Tonnelbona), заблудиться невозможно. Мало того, что в Эдинбурге метро нет, так мы ещё планируем посетить замки, расположенные в маленьких городах и даже деревнях. В подготовке использованы сайты UK National Rail Enquries, Traveline Scotland, сайт Лотианских автобусов и, конечно, Google maps.

Вот мы и приехали. Предыдущий наш полёт на самолёте имел место в 1991-м году, так что опыта никакого. Не слишком серьёзно выглядят распечатанные нами листки регистрации. Чтобы развеять сомнения, иду к стойке Ryanair и прошу девушку проверить наши подозрительные билеты. Всё в порядке, как ни странно. Для вящего спокойствия взвешиваем наши сумки. 7 400 и 5 800, ОК. Но вот в рамку одна из сумок почему-то лезет с трудом, вроде и не сильно набита.

Вылет в 16.40., через два с половиной часа. Бродим по аэропорту и окрестностям, смотрим, как садятся и взлетают самолёты. Когда часы бьют 15, идём сдаваться секьюрити.

Все жидкости и кремы – в прозрачный мешочек и отдельно. Не больше 100 мл. У нас специально купленный маленький тюбик зубной пасты, маленький крем для бритья, маленький флакончик духов и маленькая коробочка крема для лица. Алину заставляют снять сапоги. Зато мне кроме куртки, приходится снимать жилетку, ремень и часы. Металл. Но, в общем, быстро и без проблем.

Ждём начала посадки. За 50 минут начинает выстраиваться очередь. В Райанэйре пассажиры делятся на приоритетных и других. Отдельные очереди. Приоритетным стать легко, надо только заплатить определённую сумму (какую – не скажу, впечатление такое, что они разные для каждого рейса). Таких мало, абсолютное большинство пассажиров – other. Очень долго работницы аэропорта переставляют свои барьерчики с места на место, с кем-то переговариваются по рации. Потом одна из них проверяет наши посадочные талоны и неаккуратно отрывает нижнюю часть. Через окно видно, что самолёт уже подкатил к воротам, но нас не пускают, высаживаются пассажиры, прилетевшие из Стокгольма (или ещё откуда-то?). Наконец, посадка. Идём по трубе, спускаемся по лестнице, уже прямо перед трапом, снова чего-то ждём. Вперёд! Кстати, сумки наши никто не измерял и не взвешивал, хотя рамка перед воротами и наличествовала.

Стюардесса ещё раз проверяет посадочные талоны. Первые ряды кресел забронированы для приорити, но нам удаётся занять хорошие места сразу за ними. Впрочем, пассажиров немного, хорошо, если полсалона.

Самолёт Ryanair внутри жёлтенький, сиденья – синие. Полный «Pasažieru vilciens». Выглядит салон не особо серьёзно и как-то пластмассово. Вопреки опасениям, сидеть достаточно удобно.

Довольно быстро заведены моторы, самолёт начинает рулить на взлётную. Стюардесса инструктирует нас по поводу аварийных выходов, кислородной маски и спасательного жилета. Если кто не понял – изучайте картинки на спинке каждого кресла.

Взлётная полоса. Самолёт резко разгоняется, приподнимает нос. Мы летим. Видно всё очень хорошо, Рига – как на ладони, удалось сделать несколько приличных фотографий. Летим над морем, над Колкой. Стюардессы раздают журналы и ещё листки. Сплошная реклама разных товаров и Ryanaira как такового. Предлагают кофе, чай, крепкие и слабые напитки, электронные сигареты, карты, и ещё непонятно что. Похоже, что стюардесса приносит компании больше дохода, чем пилот. Билет от Риги до Скавсты очень дешёвый, но, соблазнившись на удобства или сувениры, можно потратить за время полёта в десять раз больше.

Путь в Шотландию.

Устье Даугавы.

Пока то-сё, под нами – Швеция. Получается несколько фотографий. Странно как-то. Насколько помнится, в старые времена никогда ничего не было видно, кроме облаков, до самой посадки. Или облака были гуще, или самолёты летали выше?

Швеция.

Мы вылетели из Риги с опозданием минут десять, но приземлились в Скавсте раньше графика. Всего полёт занял минут сорок, не больше. Кстати, укачивать нас не укачивало, но при снижении – довольно неприятные ощущения в ушах. Потом купили леденцы, и это помогло.

Пограничный контроль. Внушительного вида тёти с пистолетами и дубинками. Но никого не задерживают, даже и документы не спрашивают. Так и выходим на площадь перед зданием аэропорта.

Аэропорт Skavsta. До Стокгольма отсюда сто километров. Ходит автобус, но редко и дорого. Конечно, учитывая дешёвый Райанэйровский самолёт, такой вариант выглядит неплохо. Но это в другой раз.

Аэропорт Скавста.

Самолёт Скавста – Эдинбург через два с половиной часа. Бродим по окрестностям, пьём кофе. Потом мы привыкли к тому, что стаканчик кофе стоит полтора лата (50 крон или 1,8 фунта), но сразу показалось, что дорого. Проходим секьюрити – здесь они взвешивают наши сумки (единственное место), дальше процедура та же, что и в Риге. Одна женщина не выбрала из сумки крем, зазвенел звонок, ей пришлось открывать сумку на досмотр.

Снова бродим, снова пьём кофе. Аэропорт Скавста (я имею в виду здание) – небольшой, но самый цивилизованный. В зоне «после секьюрити», почти прямо перед воротами – места для курения с вытяжками.

Посадка проходит без приключений, если не считать того, что мы перепутали очереди и встали сначала в ту, которая на Лондон. Ничего, разобрались. Работница аэропорта отрывает нижнюю часть посадочного талона об коленку.

Уже вечер. По крайней мере, темно. Но земля внизу видна огоньками. Швеция, потом, наверное, Норвегия. Потом ничего не видно – Северное море, только в какой-то момент что-то засветилось внизу, корабль или нефтяная вышка или маленький остров.

Но вот и Шотландия. Полёт - часа полтора. В какой-то момент самолёт будто зависает на одном месте, огни небольшого города совершенно неподвижны несколько минут.

Эдинбург. Хотя большинство огней – желтоватого цвета, всё равно впечатление новогодней ёлки. Шоссе, движение в основном из столицы в маленькие города, вечер пятницы.

Эдинбург.

Сели. Пограничный контроль здесь посерьёзнее – приходится пройти через лабиринт барьеров и показать паспорта. Чуть дальше замечаем табличку, на которой написано, что-то вроде того, что ввозить табачные изделия в ЮК – незаконно. А у меня блок. Но перевести подробно не удаётся, а во-вторых – ещё два шага, и мы на улице.